Методические рекомендации по оценке риска аварий на ГТС водного хозяйства и промышленности
[ Скачать с сервера (687.0 Kb) ]18.07.2013, 08:27
Аварии на гидротехнических сооружениях (далее - ГТС) представляют существенную опасность для населения, хозяйственных объектов и окружающей среды. Наиболее опасны аварии (катастрофы), приводящие к частичному или полному разрушению ГТС с дальнейшим развитием и распространением волны прорыва (гидродинамические аварии). Такие аварии чаще всего классифицируются как катастрофические, так как приводят к нарушению жизнедеятельности, травматизму и гибели людей, к значительным разрушениям или существенным нарушениям режимов эксплуатации зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, к разрушениям или нарушениям природных объектов (животные, почвы, леса и т.д.).

Особую опасность представляют аварии на накопителях промышленных отходов - они могут привести к загрязнению местности радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами.

Основная цель всех работ, проводящихся на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации ГТС, заключается в том, чтобы исключить возможность аварий и, в особенности, прорыва напорного фронта с катастрофическими последствиями. Тем не менее, риск аварий на ГТС неизбежен и подлежит оценке, анализу и регулированию.

К числу основных причин, которые могут вызвать аварии на гидротехнических сооружениях систем водного хозяйства и промышленности, относятся:
- стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, горные обвалы, наводнения, ливни, сели и др.);
- недостаточный объем изыскательских работ и неправильная оценка инженерно-геологических, гидрологических, сейсмических, климатических условий строительства;
- ошибки в проектировании;
- некачественное производство работ (особенно при строительстве сравнительно небольших сооружений, когда не обеспечен должный геотехнический контроль с участием инженеров-гидротехников);
- неправильная эксплуатация сооружения (в том числе обусловленная недостаточной укомплектованностью штатами и техникой, низкой квалификацией эксплуатационного персонала, недостатками финансирования, недостаточной обеспеченностью эксплуатационно-методической документацией и т.п.);
- отсутствие или недостаточный объем мероприятий по обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации аварийной ситуации; отсутствие своевременных ремонтных работ;
- техногенные катастрофы;
- военные действия, диверсии и террористические акты.

В Российской Федерации (далее - РФ) в значительной степени сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасности ГТС, основой которой прежде всего являются:
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ (с последующими редакциями в Федеральных законах от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ и изменениями, внесёнными Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ);
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.11.1994 г. №68-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» от 16.10.1997 г. № 1320;
- Постановление Правительства РФ «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» от 23.05.1998 г. №490;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 06.11.1998 г. №1303;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения» от 18.11.2001 г. № 876;
- Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 г. №304;
- «Порядок определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения». Утверждён приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.2002 г. №243/150/270/68/89, зарегистр. Минюстом России 03.06.2002 г., per. № 3493;
- ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. Изменён «Изменением № 1», введённым в действие постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. №148-ст;
- ГОСТ Р 22.1.12-2005, Группа Т58. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования;
- ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения;
- СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения. М., Госстрой России, 2004. 

Целый ряд нормативных документов, правил и рекомендаций разработан и утвержден органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, получили развитие работы в направлении страхования рисков аварий ГТС.

Настоящие методические рекомендации предназначены для экспертной оценки риска аварий на ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий.

Реализация разработанных рекомендаций позволяет в достаточно простой и ясной форме дать сопоставительную оценку риска аварий на ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая возможный ущерб при аварии.

Экспертный анализ факторов, влияющих на риск аварий на гидротехнических сооружениях, проводится на основании рассмотрения следующих основных материалов:
- утвержденный рабочий проект, включая все внесенные в него изменения и данные об инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, топографических и природно-климатических условиях строительства;
- исполнительная документация, включая акты на скрытые работы;
- декларация безопасности ГТС;
- критерии безопасности ГТС;
- правила использования водных ресурсов водохранилищ;
- инструкция по эксплуатации с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала, технологической схемы заполнения накопителя промышленных отходов и пр.;
- проект мониторинга ГТС;
- инструкция по проведению натурных наблюдений (по мониторингу);
- данные о соответствии проекту состава и состояния контрольно-измерительной аппаратуры (далее - КИА); материалы геотехнического контроля в процессе строительства; материалы наблюдений состояния ГТС и окружающей среды в зоне влияния гидротехнического сооружения в период эксплуатации; акты инспекторских проверок и комиссионных обследований состояния ГТС, расследований имевших место повреждений и аварий;
- результаты расчетов волны прорыва и оценки возможного ущерба; данные о службе эксплуатации ГТС и уровне культуры эксплуатации ГТС (укомплектованность и квалификация штатов, техническая оснащённость; наличие необходимых методических материалов, средств измерений и контроля, регулярность обследований состояния ГТС и проведения текущих ремонтов, привлечение к анализу данных натурных наблюдений специализированных организаций и пр.);
- данные о готовности объекта к локализации и ликвидации аварийных ситуаций (наличие плана ликвидации аварий по возможным сценариям, укомплектованность и оснащенность аварийных бригад и привлекаемых в случае необходимости формирований ГО инструментами и техникой, наличие и достаточность противоаварийного запаса материалов, регулярность противоаварийных тренировок, наличие и состояние средств связи и системы оповещения и т.п.); 
- данные об организации санитарных, защитных и охранных зон гидротехнических объектов.

Категория: Разное | Добавил: Орел
Просмотров: 2712 | Загрузок: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]